Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS
Суббота, 20.04.2024

Главная » Статьи » Cтатьи

Элементарная теория музыки



Говоря об элементарной теории музыки, я подразумеваю неотъемлемую часть знаний любого профессионального музыканта. Это азы музыки, которые должен знать каждый, кто более или менее приближен к музыке, будь-то Ди-Джей или продюсер. Однако, не превышая степени разумного…

Получив огромный музыкальный опыт в музыкальной школе, муз. училище и Университете Культуры, я пришёл к выводу, что излишки образования могут пагубно влиять  на создание электронной музыки т.к. в подобных заведениях, как правило, обучают лишь классической музыке, либо джазу, а электронная музыка, в отличие от приведенных выше направлений, не отличается невероятно сложной гармонией и музыкальностью.

Взяв, к примеру, практически любой хит и разобрав его гармоническую цепочку*, можно заметить, что в лучшем случае в ней будет присутствовать четыре функции (проще говоря, четыре аккорда**). Именно поэтому излишки образования приведут к тому, что образованному музыканту будет непросто использовать примитивную гармонию***, в то время как в голове у него будут теплиться знания о гармониях куда более сложных - классических.

Безусловно, для музыкантов, которые хотят добиться навыков в исполнительстве, или собираются связать свою жизнь с преподавательской деятельностью, это образование  просто необходимо, но если Вам не нужно ни то, ни другое и вы не собираетесь писать симфонии, то нет необходимости заканчивать большой ряд музыкальных учреждений.
Ни в коем случае я не пытаюсь отговорить вас от образования, так как ни одна статья и ни один учебник не смогут дать вам столько знаний, сколько даст преподаватель. Однако при отсутствии музыкального образования у вас есть два варианта: воспользоваться услугами преподавателя по гармонии, либо штудировать литературу по элементарной теории музыки и гармонии.

На мой взгляд, хотя бы музыкальную школу должен закончить абсолютно каждый человек, но если у вас нет ни времени, ни желания посещать таковую, то советую просто ознакомиться с данным материалом, где я попытался изложить те минимальные знания, которыми должен обладать каждый музыкант, продюсер и даже Ди-Джей.

Ноты и MIDI

Все мы в школе учились читать и писать. Мы без затруднений можем прочитать какую-нибудь книгу или надпись на заборе, также мы можем написать кому-нибудь письмо. Точно так же, первым, что должен знать любой человек связанный с музыкой, это, конечно же, ноты. Это азбука музыки, и изучив её, Вы сможете прочитать нотный текст точно так же как и буквенный. Если Вы хорошо знаете русский язык, то без проблем сможете отличить грамотный текст от неграмотного.

Здесь мы можем провести точно такую же аналогию и в музыке, т.к. существует нотная грамота. Если вы собираетесь сочинить какое-нибудь произведение, то вы просто обязаны знать, как его зафиксировать и в дальнейшем прочитать. Любой композитор или дирижёр может посмотреть на ноты и услышать в голове то, что там написано, это как чтение «про себя».


Так выглядят ноты в 1-й октаве.

Существует несколько понятий октавы, это может быть как интервал между нотами в 12 полутонов, например на рисунке это изображение между нотами До, так и способ группировки музыкальных звуков, который называется «октавная система». Т.е. каждая нота принадлежит той или иной октаве.

Полутон – это минимальное расстояние между нотами.

На изображении вы видите, что некоторые ноты пишутся по-разному, но обозначают один и тот же звук. Это диезы и бемоли.

- Диез – повышает ноту на пол тона
- Бемоль – понижает ноту на пол тона

Однако помимо нот, существует ещё один вид записи нот, с которым мы будем сталкиваться наиболее часто. Это MIDI (от англ. Musical Instrument Digital Interface) .

Выглядит это приблизительно так:


Из этого следует, что ноты и MIDI – это своего рода информация о высоте, длине и громкости звука.

Длительности и размер

Любой звук может звучать либо коротко, либо наоборот, протяженно и долго. Длину его звучания и называют длительностью.

При размере 4/4 (четыре четверти) целая нота занимает один такт, т.е. вы можете просчитать: «Раз-и-Два-и-Три-и-Четыре-и», соответственно половинная нота занимает пол такта (Раз-и-Два-и). Т.е. в одном такте может поместиться одна целая нота, либо две половинных, либо две четвертных и т.д.

В квадрате, как мы знаем, 4 такта.

Что же такое тональность и как её определить?

Тональность – Высота звуков лада, определяемая положением главного тона на той или иной ступени звукоряда.

Это было профессиональное определение, однако не будем его пугаться, так как сейчас я постараюсь донести его более простым и понятным языком.

Возьмем, к примеру, тональность До-Мажор, её вы должны знать ещё со школы. На уроках музыки вы учили ноты и возможно даже пели ноты До-Мажорной гаммы. Это и есть всем известные ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, где нота До – тот самый главный тон.Сама структура нот, указывает на лад тональности, в данном случае это Мажор. Также существует лад, под названием Минор. Мажор и Минор - два основных лада музыки, которые Вы просто обязаны запомнить на всю жизнь, если конечно Вы хотите стать профессиональным музыкантом или ди-джеем.

Как пример Минора, возьмём гамму в тональности Ля-Минор. Она состоит из тех же звуков, что и гамма До-Мажор, только начинается от ноты Ля: ЛЯ, СИ, ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ. В этом звукоряде, главным тоном является нота Ля, т.к. это первая ступень тональности Ля-Минор.

Определить лад, можно простым подсчётом расстояния между нотами звукоряда. Всем известно, что нот всего семь, но не всем известно, что кроме этих семи нот, существует ещё пять звуков. Если прибавить к этим семи нотам пять дополнительных звуков и выстроить их вряд, то получится хроматическая гамма, состоящая из 12-ти звуков. Именно по этим 12-ти звукам, Вам и придётся определить лад тональности.


На изображении Вы видите, что на белых клавишах нарисованного фортепиано, подписаны именно те семь нот, которые Вы давно знаете, а на чёрных – дополнительные. Т.е. между нотой До и Ре, существует ещё нота До-Диез (Ре-Бемоль), а между Ре и Ми – Ре-Диез (Ми-Бемоль).

Наименьшее расстояние между двумя по высоте звуками хроматической гаммы – пол тона, его принято называть полутоном. Иными словами между нотой До и Ре – два полутона или один тон.

Теперь, разобравшись с этим, мы можем приступить к определению лада.

Подсчитав расстояния между всеми звуками До-Мажорной гаммы, можно определить структуру Мажора:
Между нотой До и Ре – Тон, между Ре и Ми – Тон, между Ми и Фа – Полутон, между Фа и Соль – Тон, между Соль и Ля – Тон, между Ля и Си – Тон и.т.д.

Т.е. структура Мажора – Тон+Тон+Полутон+Тон+Тон+Тон+Полутон
Соответственно Минора – Тон+Полутон+Тон+Тон+Полутон+Тон+Тон

Для примера Минора возьмём ту же гамму Ля-Минор:

Между нотойЛя и Си – Тон; между Си и До – Полутон; между До и Ре – Тон; между Ре и Ми – Тон; между Ми и Фа – Полутон; между Фа и Соль – Тон, между Соль и Ля – Тон.

Опираясь на эти знания, вы можете построить гамму в любой тональности. Скажем от ноты Ре, Минорную тональность:
Высчитайте Тон от ноты Ре вверх по звукоряду хроматической гаммы. Вы должны получить ноту Ми, от полученной ноты Ми высчитайте Полутон, затем Тон+Тон и т.д.

Результатом подсчёта Ре-Минорной гаммы, должен соответствовать такой звукоряд: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си-Бемоль, До, Ре.

На иллюстрации с нотами и клавиатурой фортепиано, вы должны были заметить, что дополнительные звуки называются по-разному, но находятся на одном положении. Например, нота Си-Бемоль и Ля-Диез – это один и тот же звук, но в примере Ре-Минорной гаммы я указал именно Си-Бемоль. Это связано с тем, что в гамме принято указывать все ноты по порядку и нельзя пропускать какую-либо ноту. Т.е. если бы я указал вместо Си-Бемоль ноту Ля-Диез, то я бы пропустил ноту Си, и было бы две ноты Ля. С точки зрения звучания гаммы, всё выглядело бы достойно, но со стороны грамматики, это была бы грубейшая ошибка. Т.е. Бемоль или Диез – это знак, который указывает на повышение или понижение ноты на пол тона. Соответственно Бемоль – понижает ноту на пол тона, а Диез – повышает.

По этой же аналогии Вы можете построить и любую Мажорную гамму.Всего существует 24 тональности, из них 12 минорных и 12 мажорных.

Как же определить из такого обилия тональностей, ту, в которой звучит трек, который Вы хотите разместить в своём миксе?

Для начала Вы должны подобрать основной тон трека. Как правило, основной тон в электронной музыке - это часто повторяемый звук и зачастую основной тон попадает на сильную долю каждого первого такта в квадрате.

Практически вся электронная музыка пишется в размере Четыре Четверти (4/4), это значит, когда Вы включаете какой-либо трек и начинаете топать ногой с ним в ритм, то Вы мысленно можете просчитать до четырёх:«Раз-и-Два-и-Три-и-Четыре-и». Так может продолжаться пока не закончится трек, а это означает, что Вы отсчитываете каждый такт, который состоит из четырёх долей, где первая доля, которая приходится на слово «Раз», является сильной.

Квадрат состоит из четырёх тактов и, как правило, он начинается с мощного удара по тарелкам и бас бочки.
На будущее я расскажу, что все ноты помимо высоты звучания, ещё имеют свои длительности, т.е. время которое они звучат.
Так, например, эти четыре доли в такте являются четвертными длительностями. Соответственно в такте может поместиться не более четырёх четвертных нот. Кроме четвертных нот существуют восьмые ноты, они в два раза быстрее, чем четвертные. Т.е. когда вы отбиваете ногой четыре доли четвертными длительностями, Вы можете стучать пальцем по столу в два раза быстрее, чем ногой, иными словами на один удар ноги, у Вас будет приходиться два удара пальца, это и есть восьмые длительности. Так же существуют половинные длительности – это в два раза медленнее, чем четвертные, и целые длительности – в два раза медленнее, чем половинные или в четыре раза медленнее восьмых. Таким образом, в такте может уместиться не более одной целой или двух половинных. Так что музыка это сплошная математика, и если у вас нет слуха, то вы сможете просто логически всё вычислить. Для лучшего усвоения материала, я привёл вам две иллюстрации с длительностями и тактами:

Вернёмся к подбору основного тона. Промотайте трек приблизительно на середину и  сконцентрируйте своё внимание на первой в квадрате, либо на той ноте, которая больше всего повторяется. Лучше всего вслушиваться в партию баса, т.к. бас – это основа любого музыкального произведения. Затем попробуйте подобрать эту ноту. Для подбора ноты желателен какой-либо музыкальный инструмент, будь-то гитара, фортепиано или виртуальный инструмент. Если нет под рукой никакого инструмента, и вы ещё не достаточно владеете музыкальными программами, чтобы воспользоваться виртуальным инструментом, предлагаю использовать сэмплы, которые вы можете скачать здесь

С1  До 1-й октавы
C#1  До-диез 1-й октавы
D1  Ре 1-й октавы
D#1  Ре-диез 1-й октавы
E1  Ми 1-й октавы
F1  Фа 1-й октавы
F#1  Фа-диез 1-й октавы
G1  Соль 1-й октавы
G#1  Соль-диез 1-й октавы
A1  Ля 1-й октавы
A#1  Ля-диез 1-й октавы
B1 (H1)  Си 1-й октавы


Октава – это интервал между звуками, расстоянием в 12 полутонов. В данном случае, это место расположения данных нот

Итак, сконцентрировавшись на основном тоне и подобрав звук, совпадающий с этим тоном, Вам нужно подписать на листке бумаги название трека и ноту основного тона. Далее постройте от этого звука Мажорную и Минорную гамму и отметьте 3-ю ноту гамм, которую в дальнейшем мы будем называть третьей ступенью. Например если у Вас основной тон – нота До, то в Мажорной гамме 3-я ступень будет Ми, а в Минорной – Ми-Бемоль.

Для большей наглядности, предлагаю воспользоваться интерактивным мини-пиано:

 Затем прослушайте ещё раз трек и попробуйте подставить по очереди третью ступень, тот звук, который будет наиболее подходить к треку и определит его лад. Скажем, если вы подставили Ми-Бемоль, то это означает, что трек написан в тональности До-Минор. Если у Вас с первого раза ничего не получилось, не огорчайтесь, люди годы тратят на развитие слуха в музыкальных школах, муз. училищах и консерваториях. Со временем и Вы научитесь быстро и точно определять тональности, возможно даже без вспомогательных инструментов.

 * Гармоническая цепочка –последовательное логическое сочетание аккордов, составленное по всем правилам гармонии.
**  Аккорд –(фр.accord, итал.accordo, от позднелат. accordo — согласовываю) - сочетание 3-х или более разноименных звуков, звучащих одновременно или последовательно.
*** Гармония – в музыке этот термин включает ряд значений:
- приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие);
- объединение звуков в созвучия и их закономерное последование (композиционно-техническое понятие);
- научная  и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию (одноголосной и многоголосной) музыки
**** Хроматическая гамма – нисходящий или восходящий звукоряд, при котором все звуки расположены на расстоянии полутона.
Категория: Cтатьи | Дата: 14.01.2012
Просмотров: 6159 | Теги: теория музыки | Рейтинг: 1.0/3



Новости по теме:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]